05.06.2002 - журнал «Read.me»
«Мегаполис»: программные комплексы для Сбербанка России
Большинство преуспевающих банков уделяют особое внимание автоматизации банковской деятельности и снижению затрат на управление финансами, процессами, недвижимостью и персоналом. В тоже время, складывается ситуация, когда из-за отсутствия достоверной и полной информации о рынке программных продуктов, предназначенных для коммерческих банков, многие из них финансируют работы на создание ПО, которое по существу уже имеется и успешно эксплуатируется в других банках.
В данной статье приводится краткий обзор программных средств, разработанных фирмой «Мегаполис» (Санкт-Петербург) по заказу Северо-Западного банка Сбербанка России. Надеемся, что приведенная ниже информация позволит ряду банков избежать дорогостоящих затрат и воспользоваться готовыми разработками.
На сегодняшний день в Управлениях и территориальных подразделениях Северо-Западного банка Сбербанка России эксплуатируются следующие программные комплексы:
- «Автоматизация операций безналичной покупки/продажи иностранной валюты по курсу банка и биржи клиентами-юридическими лицами»;
- «Учет комплексных затрат на эксплуатацию объектов недвижимости»;
- «Учет дел претензионно-искового отдела Юридического Управления банка»;
- «Учет ценных бумаг, не подлежащих оплате»;
- «Ведение документарных операций».
Все комплексы являются многопользовательскими и состоят из нескольких автоматизированных рабочих мест, которые устанавливаются на различных уровнях организационной структуры банка: в отделах Управления банка, городских и областных отделениях, филиалах, территориальных отделениях - Новгород, Псков, Калининград, Мурманск, Карелия. В базах данных отделов Управления банка собирается и обрабатывается информация, получаемая из всех территориальных подразделений. Обмен данными выполняется по электронной почте почтовыми системами, эксплуатируемыми в банке.
При разработке были использованы программные средства фирмы Microsoft: СУБД Access и язык программирования Visual Basic. В настоящее время в целях повышения производительности и надежности готовится перенос наиболее важных и объемных баз данных на Microsoft SQL Server.
Ниже приведены краткие характеристики программных комплексов (ПК).
ПК «Автоматизация операций безналичной покупки/продажи иностранной валюты по курсу банка и биржи клиентами-юридическими лицами»
Комплекс обеспечивает выполнение операции по обработке поручений юридических лиц-клиентов банка: ввод, передача в отдел внешнеэкономической деятельности банка, расчет, печать документов, сверка с данными, полученными из бухгалтерии, передача данных по исполненным поручениям в филиалы для зачисления валюты на счета клиентов.
Вторая важная функция комплекса - выполнение операций по перераспределению валютных средств между подразделениями банка. Программный комплекс включает в себя три типа АРМ: АРМ бухгалтера по валютным операциям, АРМ валютного позиционера, АРМ экономиста Управления Ресурсами банка.
ПК «Учет комплексных затрат на эксплуатацию объектов недвижимости»
Комплекс предназначен для контроля над процессом эксплуатации зданий и помещений посредством ведения базы данных объектов недвижимости и получения оперативной информации по основным инженерно-техническим данным этих объектов. ПК позволяет хранить данные об объектах недвижимости, находящихся в собственности и арендуемых банком, о договорах на эксплуатацию этих объектов, а также ежемесячные сведения об оплате услуг, оказываемых по этим договорам. Предусмотрено формирование и печать отчетов, основанных на информации, которая заносится в базу данных с помощью учетных карточек в Административно-хозяйственном Управлении банка. В программе реализован механизм формирования сводных отчетов по всем подразделениям банка для сравнения и анализа полученной информации.
ПК «Учет дел претензионно-искового отдела»
Программный комплекс предназначен для хранения информации о претензиях и исках юридических и физических лиц к банку, а также претензий и исков банка к физическим и юридическим лицам и для подготовки необходимой отчетности. АРМы, входящие в его состав, устанавливаются в отделениях, ОПЕРУ и юридическом управлении Сбербанка. По мере накопления изменений данные пересылаются из отделений и ОПЕРУ в Головные ОСБ по территориям, а затем в Юридическое управление, где находится сводная база данных по всем подразделениям Сбербанка. Программа позволяет вывести на экран и на печать подробную историю любого иска или претензии.
ПК «Учет ценных бумаг, не подлежащих оплате»
Назначение программы - автоматизировать операции по созданию, обновлению и использованию базы данных ценных бумаг и бланков, не подлежащих оплате. Автоматизация указанных операций позволяет сократить количество ошибок, допускаемых уполномоченными сотрудниками и ускорить выполнение операций по оплате и погашению ценных бумаг.
ПК «Ведение документарных операций»
Данное программное средство было разработано для обеспечения электронного обмена данными по документарным операциям между Отделом внешнеэкономической деятельности, отделениями банка, бухгалтерией и Территориально-рассчетным центром. ПК позволяет вести учет следующих видов документарных операций: импортное и экспортное инкассо, импортный и экспортный аккредитив, гарантии иностранных банков и гарантии СЗ банка СБ РФ. По каждому из видов формируется пакет стандартизованных документов, ведется индикация сроков платежей и истечения действия операций, существует возможность фильтрации хранимой информации по различным критериям.
В настоящее время ведутся переговоры между фирмой «Мегаполис» и Северо-Западным банком Сбербанка России о возможности и условиях тиражирования данных программных средств в интересах других коммерческих банков России.
|